Обзор игры: Limbo
Ещё, казалось бы, совсем недавно, жанр инди-игр находился в глубокой стагнации. Никто особо не заморачивался насчёт выпуска таких проектов, а если что и выходило подобное, то игры считались полноценными, так сказать, ручной выделки. Но в какой-то момент эти самые «ручные» изделия заполонили всю игровую индустрию, причём игрушек такого рода стало так много, что им придумали отдельный жанр – «инди». Иными словами, игры, которые разрабатывало небольшое количество людей и на которые было потрачено мизерное количество средств. Это если в целом. Так обычно инди-игры это что-то наподобие мини-игр, только не совсем. За полным определением этого понятия рекомендую зайти вам в какую-нибудь Википедию или просто прогуглить. Ладно, это неважно.
Название: Limbo
Разработчик: Playdead Studios (Дания)
Издатель: Microsoft Game Studios
Платформа: PC, Xbox 360, PlayStation 3, Mac, PlayStation Vita, iOS, Android
Жанр: adventure, платформер, logic
Дата выпуска: 21 июля 2010
Герой нашего сегодняшнего обзора, как вы уже догадались, как раз инди-игра. Лет так 7-8 назад такой проект ограничился бы всего лишь аннотацией, а теперь уже дорос до полноценного обзора, что говорит о всей серьёзности мира игр к данному жанру. Естественно, что и здесь не обходится без очередных проходняков и различной трэшатины, но такие слова ни коим образом не относятся к Limbo, который подчеркнул, что и среди инди-игр достаточно качественных интересных проектов.
Безжизненная пустота
Только запустив игру, понимаешь, что перед тобой что-то уникальное и не хочешь в этом разувериться до самого конца. Limbo качественно выделяет визуальный стиль, который сразу же бросается в глаза. Минимум красок – перед нами только тёмные цвета, которые в меньшей мере дополняются некоторыми отблесками света. В игре царит полнейший мрак, мир тёмный и не слишком дружелюбный. У всех предметов, всего мира есть только один цвет – чёрный. Чтобы совсем уж не потеряться в темноте, авторы поднакрутили контрастность – теперь мы видим куда идти и что делать.
Открытый финал истории породил несколько трактовок сюжета. Некоторые игровые обозреватели предполагали, что игра представляет религиозное видение католического лимба, где находятся души, не попавшие ни в рай, ни в чистилище, ни в ад. В лимб отправляются добродетельные люди, по различным причинам не принявшие христианства. Были выдвинуты теории, согласно которым все ловушки в игре представляют собой некое подобие теста, вознаграждением за прохождение которого является воссоединение с сестрой. Возможно, что мальчик, как и девочка, уже были мертвы к моменту начала игры, и лишь последняя встреча способна помочь им перейти в загробную жизнь.
Играть нам предстоит за мальчика, которого, собственно, и зовут Limbo. Про его внешность, понятное дело, говорить нечего, так как его силуэт такой же тёмный, как и всё остальное в этом проекте. Единственное светлое пятно – это два белых глаза, которые ярко горят в ночи. Что делать, куда бежать и, главное, зачем это делать нам решили не пояснять. Мы просто бежим вперёд, бежим, бежим, натыкаемся на какое-нибудь препятствие, решаем загадку и бежим дальше. И так до самого конца. Никаких намёков на сюжет, никакой предыстории, никаких пояснений мы не получим. Лишь в самом конце можно увидеть для чего вообще был нужен этот марафон, хотя и то, что мы увидим, не даст всех ответов на томящиеся в голове вопросы.
Одиночество в ночи
Мир игры напоминает некую преисподнюю – ей-богу. Здесь нет ужасных монстров, костров и чертей с черпаками, мешающих гремучую смесь на костре (чего только не нафантазирует голова). Напротив – игра совсем без красок, выполненная в чёрных тонах, и смотрится это, надо сказать, очень стильно. Но преисподнюю она напоминает совсем не из-за этого. Мир Limbo кажется абсолютно безжизненным, будто здесь нет и души, что, впрочем, не лишено смысла. Те подобия людей, которые нам встречаются – либо мертвы, либо куда-то бесцельно бегут, либо вообще атакуют нас. Человеческие облики придётся видеть редко, они будто бы тени, инородные тела в этом мире. Как и всё живое вокруг, если слово «живое» вообще здесь уместно. Иногда мы будем встречать гигантского паука, комара, пару грызунов да и те людишки – вот, в принципе, и все кто есть в игре.
Даже если бы мог местный контингент хоть как-то повлиять на наше одиночество, то навряд ли ему бы это удалось. Никаких диалогов в игре нет, как, впрочем, и никакой музыки. Только когда Limbo погибает слышны какие-то нотки, а так – тут только звуки природы (если это можно так назвать), коих набралось совсем немного. Всё это делает атмосферу игры мрачной, неуютной, недружелюбной. Мир будто бы пуст, мы гуляем по миру, где балом правит тишина и мрак. И ведь это не хоррор совсем, но визуальный стиль и полное отсутствие хоть какой-либо жизни делают из игры что-то пугающее. Впрочем, пугаться здесь нечему – сразу говорю. Разве только тому, что атмосферка явно не радует яркими красочными событиями, а наоборот дарит игроку тьму, пустоту и мрак.
Согласно другой интерпретации, внутриигровой мир реален и является частью нашего собственного мира. Сломанная покореженная лестница, вокруг которой летают мухи, присутствующая в финальной сцене, является путём к окончательной смерти. Другие посчитали, что игра представляет всего лишь сон, который неожиданно прервали. Вероятно, что мальчик почти умер к началу игры, и все последующие события происходят между жизнью и смертью. В зависимости от различных точек зрения нахождение девочки может означать пробуждение и возвращение к жизни.
Смерть как она есть
Как и гибель нашего героя. Погибает он как типичный человек: упав с большой высоты его нехило так приплющит, наткнувшись на острые лезвия его непременно покромсает на куски, а попавшись в лапы грозному пауку нам ничего не остаётся как наблюдать за тем, как его острые лапки дырявят нас насквозь. И это далеко не все способы умереть. Limbo может хорошенько шандарахнуть электричеством, сжать большущим прессом или тем же камнем, раскромсать на кусочки мощнейший пулемёт – это не важно. Главное то, что никакой цензуры при этом разработчики не придерживаются и мальчишка дохнет именно так, как, по большому счёту, и должно быть. Оторванные конечности, отрезанная голова, сплющенное тело – пожалуйста, смотрите и наслаждайтесь. Всё это, конечно же, жёстко, но в очередной раз подчёркивает, каков перед нами мир и какая это игра.
Собственно, погибнуть нам предстоит не раз и не два, за это можно не переживать. Наш герой вообще довольно-таки хиленький персонаж, неровня различным Бэтмэнам или Данте. Но это и понятно – будь Limbo стальной грудой мышц вряд ли бы мы получили именно эту игру. Главный герой гибнет даже от воды, так как мальчик не умеет плавать, и, честно говоря, похоже и не пытается этого делать. Поэтому и загадки с водным пространством здесь тоже в тренде. Точнее, это не загадки. Это скорее пути нахождения-обхождения воды, чтобы не утонуть. Такая вот тавтология.
Рекламный слоган от разработчиков гласил: «Желание узнать судьбу своей сестры приводит мальчика в Лимб»
Головоломки — как же без них
Вообще загадки, на которых, по сути, и основывается весь игровой процесс, получились весьма разнообразными и поистине интересными. Конкретно чтобы они повторялись точь в точь — такого нет и в помине. Так их конечно можно разделить на виды, но и видов этих будет по-настоящему тьма. Начинается игра с довольно простых задачек, а вот к концу игры, как тому и подабается, сложность их достигает своего апогея. Каждую задачку, за исключением некоторых, пройти с первого раза практически нереально. Многие из них требуют твёрдого расчёта аж до миллисекунд, а также здравой смекалки и ловкости. Порой приходится несколько раз погибнуть, прежде чем поймёшь, как это сделать на самом деле. Тут главное – внимательность и сообразительность. Ведь ничего сверхсложного игра не преподносит – в основном догадаться что нужно сделать довольно легко. Только не нужно спешить, лучше походить, подумать, спокойно всё взвесить, испробовать все варианты и вскоре ответ придёт сам собой.
И ведь задачек этих достаточно много. Как уже говорилось, тут и головоломки с водой, и использование капканов, и удирать от гигантского паука даже придётся. Постоянно нужно нажимать какие-то рычажки, двигать коробки, прыгать с уступа на уступ и при этом остаться живым. Хорошо хоть чекпойны расставлены умело и при любой гибели мы начнём заново совсем рядом. Множество загадок будет рассчитано на то, как мы сможем рассчитать время. Тут приходится выжидать те доли секунды, чтобы продвигаться дальше. Чуть запоздал или начал раньше – беда, заново. Но, как я говорил, даже погибая, герой возрождается рядом, что даёт игроку пробовать различные интерпретации вновь и вновь.
В интервью разработчики заявляли, что на проект во многом повлиял немецкий экспрессионизм. Пересечение реки на маленькой лодке являлось аллюзией на путешествие через реку Стикс.
Ближе к середине Limbo в плане задачек превращается в полнейший фарш. Бывает, нам в голову зазвездят некий самородок, из-за которого наш мальгун не подчиняется командам и двигается в одну только сторону, правда, пока не выйдет на свет. Или появление пулемётов, готовых с лёгкостью пустить нас на мясо, или задачки с гравитацией. Разнообразие головоломок находится на приличном уровне, только некоторые из них кажутся тут абсолютно лишними, если вдуматься. Хотя что мы знаем об этом глухом мрачном мире? Может, поля из гравитационного поля, хождение по потолку, уворачивание от острейших лезвий дисков и пуль в мире Limbo нормально? Тут не угадаешь, но получается что так. На всё про всё у нас 4 кнопки направления движения, одна кнопка действия и наша думающая голова да пальцы рук. Этого достаточно, чтобы играть с удовольствием и пройти игру.
Глубокий атмосферный мир
Только не советую играть уставшим и выдохшимся, когда сложностей совсем не хочется. Тогда и всех прелестей игры, боюсь, уловить будет не суждено. Ведь для прохождения частенько нужна свежая голова – не сверхботаничная умная, а действительно свежая, так как задачки не столько сложны, сколько требуют внимания и, да-да, опять же сообразительности, — чего от уставшей головы добиться ещё как сложно.
Игра создавалась под вдохновением от сказочной повести «Братья Львиное сердце».
Прохождение игры, если знаешь как проходить все задачки и бежишь в ускоренным режиме навряд ли займёт у вас что-то более двух часов. Вот только возможно ли это при первом знакомстве с игрой? Ответ очевиден, поэтому приготовьтесь провести за Limbo часов 5 – вполне достаточно времени, чтобы оценить и насладиться игрой как следует. И ведь наслаждаться есть чем – тут и довольно интересный игровой процесс, который осваивается очень легко, и интересные задачки, не требующие мега мышления, но без должной сноровки трудно проходимые, и отличный визуальный стиль, получившийся мрачным, холодным, пустым и безжизненным, и, в конце концов, неплохая атмосфера, точно отражающая суть игры. Limbo тепло расположена к пользователю — ничего сложного в ней нет, да и играть в неё хочется с самых первых кадров. А там, решая одну задачку за другой, продвигаясь всё дальше и дальше, близится конец, такой же необычный, как и сама игра.
***
Limbo определённо одна из лучших инди-игр, когда-либо выпущенных в свет. В ней нет каких-то сложных разработок, она проста и доступна, а от того ещё более интересна. Без недостатков не обошлось и здесь, но на них как-то останавливаться совсем не хочется. Игра получилась продуманной, со своим стилем, который держится от начала и до конца. В ней нет каких-то ответов, полноценного сюжета – текста в игре вообще сложно найти. Эта игра не про это. Советую просто запустить и там всё станет ясно, нет, вернее, ясно не станет ничего, но такова игра. Не шедевр, но очень неплохо. И интересно, что немаловажно.
Оценка: 8.0
Обзор написан по РС-версии проекта